Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Другие люди ¾ не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими.
Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром, осознание себя как "Я", характеризуется и способностью самостоятельно и сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их. Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей, находящихся в подчиненном или зависимом положении.
Возрастные сдвиги в восприятии других в равной степени относятся и к самовосприятию, и к самосознанию. В настоящее время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим.
Предмет: взаимоотношения между людьми юношеского возраста.
Объект: специфика положительных взаимоотношений между людьми юношеского возраста.
Цель: рассмотреть специфику положительных взаимоотношений между людьми юношеского возраста
Задачи:
1. Рассмотреть отношения как социально-психологический феномен
2.Выделить особенности взаимоотношений в юношеском возрасте со сверстниками, с людьми противоположного пола
3. Сделать анализ особенностей взаимоотношений между парами, живущими вместе
Глава 1. Взаимоотношения в юношеском возрасте
1.1 Отношения как социально-психологический феномен
Хотя современные отношения зачастую основываются на партнерстве сторон, люди упускают один важный момент. Мужчина подсознательно относится к женщине, как «большее» к «меньшему», а женщина – наоборот. Он заботится об избраннице, опекает, защищает, а женщина – прислушивается, уважает и почитает. В этом суть отношений – именно такая модель традиционно считается правильной. Но далеко не все этому следуют. Такие отношения удовлетворяют базовые потребности обеих сторон.
Мужчина получает признание, а девушка – защиту и надежность. В этом заключается традиционно привычная суть отношений. Если нарушить эту модель отношений, может возникнуть дисбаланс. Понятие отношения Понятие «отношения» – это связь между двумя людьми, которая выражается их контактами друг с другом, идеальными и материальными явлениями и вещами. Отношения эмоционально окрашивают мир конкретного индивида, влияют на его восприятие окружающих и самого себя.
Даже полное безразличие входит в понятие «отношения» – оно выражает отсутствие связи с кем-либо или с чем-либо. Через общение с людьми формируется система ценностей человека, его взгляды, мотивы, влечения. Отношения – это своеобразный индикатор, который дает возможность проводить ассоциации между собой и другими индивидами.
Невозможно представить человечество без межличностных отношений. Мы находимся в обществе семьи, друзей, коллег, случайных прохожих. Формирование отношений происходит посредством взаимодействий, которые возникают между людьми. Они могут сопровождаться эмоциями и передают внутреннее состояние человека. Когнитивный и поведенческий компоненты также влияют на формирование отношений. Благодаря им мы можем распознать особенности человека, оценить его адекватность, сопоставить себя с ним.
Поведенческий компонент – это регулятор характера отношений. Через жесты, мимику мы понимаем, какие эмоции испытывает собеседник. Формирование отношений будет иметь успех только в том случае, когда индивид умеет находить контакт с окружающими. Это возможно, если есть искренность, открытость, легкость, доброжелательность, эмоциональное притяжение. Манипуляции и непринятие отталкивают людей – они разрушают доверие и чувство защищенности. Когда возникает эмоциональный контакт, формирование отношений переходит на новый этап.
Доверие располагает к более близкому общению, люди делятся планами, мечтами и взглядами на жизнь. Характер отношений В процессе общения у людей формируется разный характер отношений. Они могут быть производственные, правовые, религиозные, политические и другие. Если характер отношений официальный, они должны заверяться документально и контролироваться соответствующими органами. Деловые определяются учебной или трудовой деятельностью и не выходят за эти рамки. Если общение обусловлено субъективными потребностями, то характер отношений называют личным.
Контакт двух людей – процесс активный, поэтому характер отношений может меняться. Чувства, намерения, формы их выражения влияют на коммуникацию. Многое зависит от самодисциплины – если люди не соблюдают границы личного пространства, постепенно деловое общение может перерасти в личное.
Характер отношений должен меняться по обоюдному согласию, иначе один из участников может противиться сближению. Развитие отношений Люди в определенный период своей жизни начинают задумываться, почему одни отношения напоминают разрушающий смерч, а другие – тихую гавань. Многим кажется, что развитие отношений происходит по каким-то непонятным законам и не поддается логике.
На самом деле, закономерность все-таки есть, если понять суть отношений. Чтобы союз мужчины и женщины был гармоничным, отношения должны пройти 5 этапов – если хотя бы один из них «выпадает», то проблем не избежать.
Первая стадия – это поиск. Психологи уверяют, что в каждом человеке «живут» два начала – мужское и женское, но одно из них преобладает. В окружающих людях мы бессознательно ищем отражение своих внутренних «личностей противоположного пола». Если у девушки хорошие отношения с отцом, то ей легче сформировать правильную модель семьи. В противном случае поиск будет бессознательным, основанным на телесном контакте, или партнеру придется брать на себя отцовские функции.
Поиск может закончиться свадьбой и рождением детей, но если супруги не перейдут на новый этап, то союз будет недолговечным. Следующая стадия – узнавание. Мужчина и женщина пытаются понять внутренний мир друг друга, ищут родственные качества и проявления.
Идеальная проекция уже не столь действенна – все чаще люди замечают недостатки партнера. Если внутренние «личности противоположного пола», которые живут внутри супругов, подходят друг другу, то все испытания не кажутся им поводом для расставания. Когда стадию узнавания партнеры прошли, наступает новый этап – закрытие потребностей. Они с помощью друг друга заполняют свои душевные пустоты и дефициты. Им хочется получить все, чего по каким-то причинам не дали родители: ласку, заботу, любовь, уважение, восхищение.
Этот этап предполагает взаимную зависимость, поэтому в нем много скрытой злости, агрессии, желания освободиться от душевных «зажимов». Партнеры пользуются чужими ресурсами – защищающим мужским началом и восстанавливающим женским. Если на этой стадии происходят разрывы, то они очень болезненны и разрушительны. Когда мужчина и женщина восполнили все свои дефициты, то их отношения переходят на следующий этап – взаимообмен.
Предыдущие стадии сделали людей более целостными и автономными, они стали дополнять друг друга. Теперь им легче обмениваться своими ценными качествами, созидать. Женская поддержка и мужская сила – отличный тандем, который позволяет создать крепкий союз. Партнеры обоюдными усилиями генерируют энергию для счастливых и гармоничных отношений.
Пятый этап – отдача. До него добираются немногие пары. Супруги щедро делятся своими внутренними богатствами и ничего не требуют взамен. Эта стадия несет покой, умиротворение, гармонию, уют – им комфортно быть рядом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бижанова Г.К., Жанбыршы Г., Ишанбек Г., Каспакбай А., Малик Г. Проблемы коррекционно-развивающего взаимоотношения в юношеском возрасте детей с умеренной отсталостью /: humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice Materials of the VII international scientific conference. 2018. С. 79-84.
2. Вачков И.В. Рецензия на монографию "дом как жизненная среда человека" / Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 157-162.
3. Гончарова Н.А. Психологические механизмы формирования аксиологической идентичности студентов /: Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении сборник материалов II международной научно-практической конференции. 2017. С. 49-52.
4. Горбатюк В.А. Формирование гендерной компетентности учащихся в условиях учреждений профессионального образования / Теория и методика профессионального образования. 2016. Т. 1. № 3-1. С. 95-101.
5. Доронин А.Б., Доронина Е.С., Пикалов М.А., Науменко А.Е., Краюшкин А.А. Множественная корреляция морфофункциональных показателей кисти и роста / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 7. С. 1070.
6. Егиазарян Г.В. Модели взаимоотношений мужчины и женщины в "морфо евгения" а. С. Байетт / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-3 (63). С. 18-21.
7. Ершова Р.В., Киямова Р.З. Чувство юмора и тематические предпочтения шуток в юношеском и зрелом возрасте / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016.№ 2. С. 57-65.
8. Зыкова Н.А., Артемьева Г.А.Н. Индивидуально-психологические особенности подростков с функциональными нарушениями сердечного ритма / Мир науки. 2017. Т. 5. № 1. С. 28.
9. Иванькова А.А. Исследование взаимосвязи психологического и соматического здоровья в позднем юношеском возрасте / Евразийский научный журнал. 2016. № 12. С. 307-309.
10. Клычева З.П. Роль психолога в решении проблем межличностных взаимоотношений в подростковом и юношеском возрасте / Проблемы науки. 2016. № 6 (7). С. 103-104.
11. Кузнецова Н.О., Мануйлова Г.Р., Халфина Р.Р. Проявление агрессивности в юношеском возрасте в процессе межличностного общения / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 218-226.
12. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Характеристики гендерно-половой идентичности личности в сфере взаимоотношений в юношеском возрасте / Психология взаимоотношений в контексте развития личности Нагорнова А.Ю., Арпентьева М.Р., Виниченко М.А., Беспалов Д.В., Власенко Л.В., Мудрак С.А., Белинская Д.Б., Бахчиева О.А., Черных А.И., Пайгунова Ю.В., Гут А.В., Аппакова-Шогина Н.З., Тащёва А.И., Филатова А.Ф., Онишина В.В., Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. и др. Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 140-151.
13. Ленько Д.В., Шмуракова М.Е. Особенности использования информационных технологий в подростковом возрасте / психологическая студия Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. Витебск, 2016. С. 142-143.
14. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Стаж отдельного проживания от родителей как фактор взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте / Омский научный вестник. 2015. № 2 (136). С. 140-143.
15. Матренин Д.И., Кузнецова И.И. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Бакалавр. 2016. № 7-8 (20-21). С. 29-32.
16. Печёнкина М.А. Графологический анализ как превентивная диагностика возможности возникновения агрессии / Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 3. С. 20-27.
17. Сапченко Л.А. "русский юноша" - герой и адресат русской классики / Русский язык и литература в пространстве мировой культуры материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: в 15 томах. 2015. С. 608-613.
18. Саренко Н.А. Особенности процесса общения личности в ранней юностИ / Форум молодых ученых. 2018. № 4 (20). С. 1303-1307.
19. Свешников А.В., Боголепова И.Н. К вопросу об абсолютном и относительном весе мозжечка у мужчин и женщин / Фундаментальные и прикладные проблемы нейронаук: функциональная асимметрия, нейропластичность, нейродегенерация Материалы Второй Всероссийской конференции с международным участием. Научный центр неврологии. 2016. С. 686-689.
20. Сушкова Е.В. Особенности представления о беременности в юношеском возрасте / Фундаментальные научные исследования Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-123.
21. Тагирова З.А., Собильская А.С. К вопросу о становлении конфликтологической компетентности личности в период ранней юности / Символ науки. 2015. № 7-1. С. 156-158.
22. Халявкина И.О. Индивидуально-типологические особенности гемодинамики в юношеском возрасте / Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2017. № 1. С. 38-44.
23. Хузеева Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости / Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 51. С. 10.
24. Яковлева М.Г. Особенности юношеского возраста, опосредующие уход молодых людей в деструктивные секты / Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 112-117.